Полуприцепы и прицепы-тяжеловозы с пониженной высотой грузовой платформы
В товарную группу полуприцепов и прицепов с пониженной высотой грузовой платформы входят одно-, двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестиосные полуприцепы грузоподъемностью от 5 до 70 тонн. Объединяет их между собой то, что высота погрузочного уровня менее 885 мм. Такую высоту для группы низкорамных полуприцепов выбрали после тщательного изучения массы и габаритов техники, преимущественно дорожно-строительной.
Нахождение грузовой платформы на небольшой высоте, благодаря малому диаметру шин (используется 235/75 R17,5), позволяет перевозить крупногабаритную технику и грузы с высотой до 3,1 метра, без превышения нормативов. Шины небольшого диаметра, рессорная балансирная или пневматическая подвеска обеспечивают необходимую плавность хода и устойчивость полуприцепов.
Для облегчения погрузки-выгрузки техники в комплект поставки тяжеловозов ЧМЗАП входят трапы. В зависимости от типа перевозимой техники могут использоваться трапы с различными углами въезда на платформу. Причем возможная величина угла может быть в диапазоне 6-18 градусов. Ширина трапов 450-1050 мм. Чтобы обеспечить возможность погрузки своим ходом техники с разной шириной колеи трапы могут перемещаться по ширине полуприцепов. Трапы с углом въезда на платформу 6-8 градусов позволяют производить погрузку на полуприцеп своим ходом маломощной техники. Малый угол заезда на платформу тяжеловоза обеспечен благодаря двойным складным трапами. Использование двух трапов с шириной проезжей полосы 1050 мм позволяет проводить погрузку своим ходом техники практически с любой колеёй.
Важным преимуществом является наличие на тралах ЧМЗАП уширителей грузовой платформы. Это позволяет при перевозке негабаритных грузов увеличить ширину платформы до трех метров. А не загруженный полуприцеп вписывается в нормативные габариты.
Для погрузки на прицеп техники с неполадками двигателя или с двигателем недостаточной мощности полуприцепы трал ЧМЗАП оборудованы гидравлической или электрической лебедкой, развивающей тяговое усилие до 6 тонн. Наличие площадки с жесткими бортами в передней части тяжеловоза позволяет хранить запасные колеса, уширители рамы полуприцепа и другие принадлежности тягача и трала.
Одним из самых востребованных стал пятиосный полуприцеп ЧМЗАП 99904-011 грузоподъемностью в 60 тонн. Этот трал тяжеловоз оснащен пневматической подвеской марки BPW. Имеет: 1, 2, 3 оси - неуправляемые, 4,5 оси - самоустанавливающиеся, с максимальным углом поворота 27 градусов. Платформа шириной 2500мм, с помощью уширителей может быть увеличена до 3000мм. Максимальная скорость движения в составе - 60 км в час.
Среди четырехосных моделей низкорамных полуприцепов сравнительно недавно появилась выносливая и не требующая больших расходов модель — ЧМЗАП-99903-015 грузоподъемностью 53 тонны. Выпуск этого трала был вызван тем, что основные потребители продукции завода ЧМЗАП
- строители, энергетики, нефтяники стали чаще сталкиваться с необходимостью перевозить крупногабаритные грузы, размеры которых превышают нормативные требования по высоте. Поэтому становится важна экономия каждого миллиметра.
На заводе «Уралавтоприцеп» был создан трал тяжеловоз, с грузовой платформой, расположенной на минимально возможном расстоянии земли, обеспечивая достаточный, 220 миллиметров, просвет между нижней точкой платформы и дорожным покрытием, что соответствует существующим стандартам.
В чем же главная особенность этой пониженной платформы? Фактически трал тяжеловоз имеет две грузовые платформы: первую - низкорамную, с высотой погрузочного уровня 600 миллиметров и вторую - расположенную над колесами с высотой погрузочного уровня 920 миллиметров.
Обе этих платформы предназначены для установки и закрепления на них груза, обе имеют ширину — три метра. При создании этой модели тяжеловоза конструкторы ЧМЗАП отказались от использования традиционной схемы, при которой платформа с шириной 2,5 метра с помощью уширителей увеличивается до трех. Нет смысла стремиться соблюсти норматив для габарита по ширине, если по длине габарит уже нарушен более чем на три метра. В таком случае потребителю, что было внимательно изучено и проработано на основе пожеланий заказчиков, гораздо удобнее работать с платформой без уширителей.
В низкорамной части основной грузовой платформы сделан с обратный прогиб, за счет чего ее высота на 50 миллиметров больше в точке расположения центра тяжести груза, чем по краям платформы. Верхняя имеет незначительный уклон назад. После деформации платформы трала от воздействия веса груза дорожный просвет под низкорамной платформой установится одинаковым по всей длине платформы. Ходовая часть платформы представлена из четырьмя колесными осями. Две оси спереди - неуправляемы, а две задних являются самоустанавливающимися. Поэтому при движении трала в сцепке с тягачом по кривой колеса развернутся на нужный угол. Поворот колес может быть заблокирован специальным блокировочным устройством. Это используется, например, если требуется сдать по прямой назад. Блокировка поворота включается или автоматически, или может быть включена принудительно, с помощью переключателя из кабины.
Часть платформы над зацепным устройством оснащена бортовой площадкой, на которой находятся два запасных колеса для трала и гидравлическая лебедка, обладающая тяговым усилием 6 тонн. Длина троса лебедки 27 метров. На полуприцепе установлены двухсекционные въездные трапы шириной 700 миллиметров. Угол въезда по ним 13 градусов. Трапы легко откидываются в рабочее состояние и складываются, благодаря наличию пружинного механизма.
Полуприцепы трал ЧМЗАП 99903-015 могут буксироваться седельными тягачами марок МАЗ, VOLVO, TATRA и многими другими.
50-ти тонный трехосный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-933710-020 имеет дополнительные функции для погрузки и транспортировки гусеничной техники. Важной особенностью этого трала тяжеловоза является то, что въезд гусеничной техники производится спереди, при отстыкованной гусачной части. Техника въезжает на этот трал под малым углом, благодаря чему удается избежать ударных нагрузок, возникающих при заезде по обычным трапам.
В заключении рассмотрим популярные одноосные полуприцепы с пониженной высотой грузовой платформы. Для перевозки дорожно-строительной техники предназначен ЧМЗАП-93262-010. Грузоподъемность этого полуприцепа 11,3 тонны, длина грузовой площадки почти 11 метров, ширина 3 метра, но предусмотрены уширители, позволяющие изменить ее до 3,5 метра. В конструкции использованы механические трапы с пружинным помощником, что позволяет легко справиться с их подъемом — опусканием одному человеку. Угол въезда по трапам — 13 градусов. Полуприцеп имеет нагрузку на ось около 10 тонн, что позволяет его эксплуатировать и на городских дорогах РФ с асфальтобетонным покрытием. По основным, наиболее изнашиваемым узлам и деталям, полуприцеп унифицирован со всем семейством, что значительно сокращает необходимую номенклатуру запчастей для потребителей, имеющих в своем парке других представителей этого семейства.
В производственной линейке ОАО «Уралавтоприцеп» есть и прицепы для перевозки малогабаритной дорожно-строительной техники. По мнению многих потребителей, ЧМЗАП 8358-010-03 — мечта настоящего строителя. Длина платформы 5 метров, грузоподъемность 5200 кг, угол въезда по трапам 17 градусов.
Стоит отметить то, что специалисты завода «Уралавтоприцеп» пристально следят за развитием европейского рынка прицепной техники, передовые идеи и технические решения, успешно опробованные в Европе, нередко становятся стимулом для дальнейшего совершенствования прицепной техники ЧМЗАП, качество которой соответствует мировым стандартам.
В одной из следующих статей мы расскажем о прицепах и полуприцепах-тяжеловозах со средней высотой грузовой платформы.
Статьи по разделам